О психологическом насилии над детьми в семье

О психологическом насилии над детьми в семье

Дети – наше счастье, наше будущее, наше главное богатство. Это богатство приумножается при хорошем уходе, в хорошей семье.

Самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. С каждым годом это утверждение все больше ставится под сомнение, так как количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних членами их семей, увеличивается.

Жестокое обращение с детьми в семье, насилие в семье – что мы понимаем под этим? Часто насилие связывают с физическим воздействием, которое уже имеет выработанную оценку в обществе. Однако насилие – это нарушение границ человека не только физических, но и психологических. Можно ли назвать насилием ограничение свободы, тотальный контроль, навязывание своих представлений  о  жизни,  неуважение, оскорбление,  равнодушие,   когда  имя ребенка   «НИКТО»,   когда  его   просто не замечают, не интересуются его делами, интересами и чувствами? Какие последствия такого отношения в семье для ребенка?

Ответы на эти вопросы - в переживаниях детей, в их жизненных трудностях, с которыми они не справляются сами и зачастую переносят во взрослую жизнь.

Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает ребенка искать другие способы проявления эмоций: бегство в мир фантазий, уход в виртуальное общение, антиобщественное поведение и даже агрессия, направленная на окружающих либо на себя. Однако даже такими путями не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние: у некоторых это приводит к постоянному чувству тревоги, а порой и депрессии, суицидальным намерениям. Дети, испытывающие психологическое насилие со стороны родителей, со временем начинают в этом винить самих себя. Они принимают на себя то, что они «не так хороши, не так совершенны, не так красивы, не так умны», как хотели бы видеть их родители.

Известный нам из древности математик и философ Пифагор говорил: «Берегите слёзы ваших детей, чтобы они могли проливать их на вашей могиле».

Почему же родители используют психологическое насилие в отношении своих детей?

Часть родителей сами находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие не хотят менять привычное поведение, ведь для этого в первую очередь необходимо изменить что-то в себе, а работа над собой – очень сложное дело. В основе большинства случаев психологического насилия лежит порочный круг, который перетекает от одного поколения к другому. Треть всех родителей, кто подвергались насилию в детстве, плохо обращаются и со своими собственными детьми. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Эстафета ненависти продолжается. Закон РБ «О правах ребёнка» утверждает, что «каждый ребёнок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия» (ст.9)

Никогда не требуйте от ребёнка немедленного и слепого послушания. Пусть он всё обдумает, пусть чувствует, что с ним считаются. Это гораздо лучше грозного приказа.

Зачастую родители подвержены идеальным  ожиданиям по отношению к детям, жестким установками на их соответствие. Родители не хотят признать, что они видят не самого ребенка, а свои представления о нем. В силу своей загруженности, в силу собственного психологического неблагополучия или психологической неграмотности родители не могут адекватно оценить возможности своего ребенка.

Никогда не применяйте методы воспитания, которые заставляют ребёнка чувствовать себя «плохим» и «ненужным».

Зачастую матери, испытывая боль собственных нереализованных ожиданий, несбывшихся надежд, пытаются реализовать себя через своего ребенка без учета его возможностей, способностей и желания (я не смогла получить золотую медаль по окончании школы, а ты, сын, должен этого достичь). Для достижения своих целей они используют психологическое насилие, которое часто незаметно постороннему глазу. А если и замечается окружающими, то воспринимается как норма – родители ругают, заставляют, упрекают, требуют - значит, воспитывают.

Никогда не требуйте от ребёнка того, к чему он не готов в силу своего возраста или развития.

Взрослые порой с легкостью перечисляют недостатки своего ребенка, а о его достоинствах вспоминают с трудом или вообще ничего не могут отметить. Вот так дети и живут – замечаний и претензий много, а похвалить вроде бы и не за что. Детям не нужны назойливые поцелуи, неискренние комплименты, но для них очень важно слышать: «Ты мне дорог!», «Как хорошо, что ты есть!», «Я люблю тебя таким, какой ты есть!»

Уважаемые родители:

-не проводите воспитательные мероприятия с ребенком в плохом настроении;

-ставьте перед ребенком только выполнимые задачи, с учетом его возраста и уровня развития;

-относитесь терпимее к временным неудачам вашего ребенка;

-не кричите и тем более не оскорбляйте ребенка;

-не спешите сразу, без выяснения мотивов, наказывать ребенка, если кто-то жалуется на его поведение;

-действуйте по формуле: положительная оценка - личности ребенка, а отрицательная - его поступку;

-помогите ребенку осознать последствия своих поступков. Порой 10 минутная доверительная беседа, одна игра или общее дело запоминаются ребенком на всю жизнь.

Родительское сердце – это самый милосердный судья и самый верный друг. У каждого ребёнка для его достойного воспитания и развития должен быть такой друг и такой судья.