конфликты в семье

Конфликты в семье

Конфликты между детьми и родителями самые распространённые в жизни. Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты.

Возрастные кризисы детей могут являться факторами их повышенной конфликтности.

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому.

В критические периоды дети становятся непослушными, капризными и раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно, с родителями.

У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.

Выделяют следующие возрастные кризисы:

  • Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству)
  • Кризис «трёх лет» (переход от раннего детства к дошкольному)
  • Кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному)
  • Кризис полового созревания (переход от младшего к подростковому возрасту 10-14 лет)
  • Подростковый кризис 15-17 лет

Чаще всего конфликты с детьми возникают из-за неустойчивости родительского отношения (постоянно меняются критерии оценок); из-за сверхзаботы (излишняя забота и сверхожидания); неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями-стратегиями:

  • Оппозиция (демонстративные действия негативного характера)
  • Отказ (неподчинение требованиям родителей)
  • Изоляция (стремление избежать нежелательных конфликтов с родителями, сокрытие информации и действий)

 

Рекомендации родителям по профилактике конфликтов

  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
  • Определить трудовые обязанности каждого члена семьи; ввести традиции взаимопомощи.
  • Совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
  • Проявлять интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Рекомендации родителям в конфликтах с детьми

  • Всегда помнить об индивидуальности ребёнка.
  • Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
  • Стараться понять требования маленького ребёнка.
  • Помнить, что для перемен нужно время.
  • Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
  • Проявлять постоянство требований к ребёнку.
  • Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
  • Одобрять разные варианты конструктивного поведения
  • Совместно искать выход путём перемены в ситуации
  • Уменьшить число «нельзя» и увеличить число «можно»
  • Ограниченно применять наказание, соблюдая при этом их справедливость и необходимость
  • Дать ребёнку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков
  • Логически разъяснять возможности негативных последствий
  • Расширить диапазон моральных, а не материальных поощрений
  • Учитывать лёгкость переключения внимания у маленьких детей

Конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их.