Родителям

Речевая готовность ребёнка к школе

                    Речевая готовность ребёнка к школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что же такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4.Умение пользоваться разными  способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

  1. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье ребёнка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

свернуть

Год до школы

Поступление в школу – важный и ответственный момент для многих детей. Поменять статус с «дошкольника» на «первоклассника» – в радость, но для многих родителей год до школы – это период беспокойства и волнений.

Любой навык появляется не сразу, а для усвоения некоторых не хватит и месяца. Психологи рекомендуют родителям заниматься дошкольной подготовкой равномерно, обращая внимание на развитие важных для будущего первоклассника умений и навыков. Это значит, что не нужно опережать учебный процесс и стремиться самостоятельно научить ребёнка читать, писать и умножать столбиком. Оставьте эту задачу профессионалам. Слишком широкие познания первоклассника могут оказаться такой же проблемой, как и неуспеваемость.

Если прислушаться к рекомендациям психологов, можно выделить основные аспекты, на которые стоит сделать акцент при дошкольной подготовке.

Итак, чему стоит уделить особое внимание?

Развитие речи.

Под этим подразумевается не только правильное произношение звуков, но и развитие повествования. Предложите ребёнку придумать рассказ по картинке, продолжение мультика или просто поделиться тем, как прошёл его день. Важно, чтобы повествование было связным, предложения развёрнутыми, а слова в них – согласованными.

Мышление.

В ходе повседневной деятельности обращайте внимание ребёнка на схожие и различные черты в окружающих вас предметах. Постепенно расширяя кругозор, можно перейти к сравнению явлений. Кроме того, будущие первоклассники должны уметь обобщать группу предметов одним понятием, классифицировать их по общему признаку, находить лишние.

Память.

Для развития произвольного запоминания можно использовать всевозможные дидактические игры, просить рассказывать детские стихи, воспроизводить только что озвученные предложения.

Моторика.

То, что для взрослого кажется исключительно вопросом аккуратности, достаточно сложно для ребёнка, так как умение выполнять мелкие точные движения требуют скоординированного действия костной, мышечной и нервной систем. В развитии моторики можно подключить всё своё воображение! Раскрашиваем, заштриховываем (карандашом, кистью, обводим по контуру, соединяем точки, пробуем работать в тетрадках (как в клетку, так и в линейку).

Концентрация внимания и усидчивость.

Для развития этого навыка важна регулярность и систематичность. Кроме того, крайне желательно заниматься в одно и то же время в привычном месте, постепенно увеличивая время, проведённое за партой, до 20 минут.

Математика.

Учимся основам математики: считаем, прибавляем и вычитаем в пределах 10, учимся вести отсчёт от большего к меньшему числу – от 10 до 1 и наоборот, находим пропущенные числа. Также обратите внимание на умение соотносить цифры с количеством предметов, понятия веса, длины предмета, ориентацию во времени.

Окружающий мир.

Дошкольнику стоит знать название страны, в которой он живёт, вместе с её столицей. Дни недели, части суток, последовательность месяцев и к какому сезону они относятся. Различать несколько видов животных и растений, профессий. Знать основные правила дорожного движения. Своё полное имя, возраст, домашний адрес, а также полные имена родителей и чем они занимаются.

Что нужно делать, чтобы не отпугнуть малыша от школы?

1. Хвалить за успех. Будущий первоклассник должен чувствовать, что родители полностью на его стороне, поддерживают его старания и радуются маленьким победам.

2. Стремиться заинтересовать, предложить такое занятие, чтобы в следующий раз инициатива исходила уже от самого малыша.

3. Заниматься систематично. Это обеспечит лучший результат, сформирует у ребёнка понятие о регулярности школьных занятий.

4. Поощрять достижения. Но без подкупа («Сделаешь задание хорошо – получишь подарок») и тем более – шантажа («Не выполнишь – гулять не пойдёшь»). Малыш заслужил похвалу и, возможно, даже приятный сюрприз, если справился с трудной задачей.

5. И главное – терпение и любовь. Родители – основной и практически беспрекословный авторитет для своего ребёнка. Он доверяет вам, берегите его хрупкий, только зарождающийся интерес к знаниям.

Чтобы преодолеть будущие трудности в обучении ребенка, нужно обойти весь прямоугольник и понять, что же вы ещё не успели до школы. Может быть, записаться на ритмику или шахматы, посетить театральную студию, логопеда, психолога или занятия творческого цикла. А может быть, вам стоит записать ребенка на вязание или бисероплетение? Каратэ или йогу? Танцы, вокал, музыку или конструирование?

Сейчас в рамках детских учреждений открыты кружки, позволяющие полноценно подготовиться к школе, скорректировать более слабые стороны и решить проблемы переходного периода от дошкольного учреждения к школе.

Чтобы проверить готовность дошкольника к школе, существует много разных методик и тестов.

Подготовка к школе — это длительная комплексная подготовка ребенка вместе с педагогами и родителями, которая даст свои плоды только при регулярных и систематических занятиях не только за 3 месяца до школы и даже не за 1 год, а намного раньше.

Родители должны понять, что подготовка к школе — это не только умение читать и писать, но и умение оказывать помощь своим детям в формировании психологической готовности, в развитии самостоятельности, мышления, внимания и памяти. Если подготовка к школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны "прямоугольника", и будет направлена на быстрый адаптационный период первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира.

свернуть

Поступление в школу или как помочь ребёнку подготовиться к школьной жизни

Поступление в школу или как помочь ребенку

подготовиться к школьной жизни

Принято считать, что лучший способ воспитать хороших детей — чаще корректировать собственное поведение. Самые действенные методы воспитания ребенка — это хороший пример самых близких ему людей: родителей, сестер и братьев.

· Постарайтесь проанализировать свое поведение с ребенком, всегда помните о высокой чувствительности 5 — 6 летних детей.

· Проявите чуткость в сложных для ребенка ситуациях, с пониманием отнеситесь к его переживаниям, покажите, что вы рядом с ним и поддерживаете его.

· Чаще интересуйтесь собственным мнением ребенка, его эмо-циональными переживаниями и желаниями.

· Помните: создание доверительной домашней обстановки сближает детей с родителями.

По мнению ученых, специфика функций семьи и общественных институтов в воспитании ребенка заключается в том, что для родителей важно научиться «искусству жить с ребенком», а для педагога — «искусству обучать его».

В результате хорошего родительского воспитания у ребенка происходит гармоничное естественное развитие психических процессов и состояний.

В предшкольный период родители должны обратить особое внимание на формирование у ребенка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями, освоить новую социальную роль — ученика.

· Приобщайте старших дошкольников к занятиям физкультурой и спортом (без перенапряжения), укрепляйте его физическое здоровье.

· Воспитывайте у ребенка умение межличностных отношений: способность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; подводите его к пониманию полоролевых различий между мальчиками и девочками.

· Старайтесь спокойно –доброжелательно относиться к кокетству и другим женским проявлениям — у девочек; заинтересованно-одобрительно к мужским занятиям и стремлениям (уважение к силе, бесстрашию и т.п.) — у мальчиков.

· Выражайте свое сдержанно-положительное отношение к интересу, проявляемому к противоположному полу, — у девочек; показывайте мягко-неодобрительное отношение к нелюбезности при общении с девочками — у мальчиков.

· Поощряйте организацию детьми ролевых игр, в том числе с учетом половых различий.

· Оказывайте активную помощь девочкам в реализации забот о куклах, игрушечной посуде и т.д.; мальчикам — в организации механических и других посильных технических работ.

· Допускайте общение вашей дочки (сына) с мальчиками (девочками) под наблюдением взрослых.

· Старайтесь отвлечь ребенка от нежелательных привычек, не запугивая его.

· Давайте правдивые ответы на все вопросы вашего ребенка, без лишних деталей и на понятном для него уровне.

· Как бы хорошо ни был подготовлен ваш ребенок к школе, первые дни и месяцы внимательно следите за его реакцией на перемены в жизни, вызванные новым этапом — обучением в школе.

· Всегда будьте готовы помочь ему во всем — в организации дня, овладении чтением и письмом, выполнении задания, а главное — в. налаживании отношений с новыми для него людьми, с новым кругом общения, особенно если ваш ребенок не посещал детский сад.

· Не оставляйте малыша без родительского внимания в этот трудный, жизненно важный для него период.

Ваша помощь ускорит его адаптацию в коллективе первоклассников.

свернуть

Приглашение на работу родителем-воспитателем

Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска приглашает на работу родителей-воспитателей детского дома семейного типа
 
Детский дом семейного типа - это семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Профессия родителя-воспитателя включает: официальное трудоустройство, заработную плату, отпуск 56 дней, трудовой стаж, государственное пособие на несовершеннолетнего ребёнка. Родителям-воспитателям предлагаются комфортные условия работы, достойная оплата труда, профессиональная поддержка психологов и педагогов.
Для создания детского дома семейного типа выделяется жилое помещение, в котором проживает семья родителей - воспитателей и воспитанники. 
Подбор кандидатов на должность родителей воспитателей осуществляет отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска.
Требования к потенциальным родителям:
- возраст от 25 до 45 лет,
- трудолюбие,
- любовь к детям. 
Осуществить детскую мечту о маме и папе и подарить детям любящую семью, став родителями-воспитателями, может любая семейная пара!
 
Куда обращаться?
210002, г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, 14 (каб. 515).
Тел.:+375212261799+375212643354
электронная почта: opeka@pervroo-vitebsk.gov.by
свернуть

Приёмная семья

Приемная семья

Приемная семья – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи – это возможность:

  • реализоватьсвое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачиватьродственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитыватьсяв своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу и др.;
  • общатьсяс биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироватьсяв обществе;
  • быть усыновленными(при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем:

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями;

- лиц, лишенных родительских прав;

- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители педагогического, психологического, медицинского образования, а также положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка.

 

Как стать приемным родителем

Шаг 1. Предоставьте в отдел по образованию по месту жительства:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;

-свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, состоит в браке;

-медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов в семьи кандидата в приемные родители;

-письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним;

-сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью.

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.

 Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя.

Шаг 4.  Отдел по образованию предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района. 

Шаг 5. После вынесения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела по образованию. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

 Шаг 6. Приемная семья является объектом постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники, специалистов местного социально-педагогического центра, отдела по образованию по месту жительства. Приемные родители как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель может в отделе по образованию, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи.

 

Контактная информация: отдел по образованию администрации

Первомайского района  г. Витебска,

г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14

контактные телефоны: 80212 64-33-68, 80212 26-17-99

свернуть

Уважаемые родители! в данном разделе вы сможете получить консультации, рекомендации, советы тех, кто работает с Вашими детьми.

свернуть