Консультации воспитателей

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.  Важнейшим показателем сформированности у детей гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание её роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70 метровая стела-­флагшток, на которой прикреплён самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Формы и методы работы с детьми по изучению государственной символики Республики Беларусь

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным во взаимодействии с семьями воспитанников.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать родителям следующие методы и приемы:

рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием родителей, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;

рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);

привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;

объяснение детям старшего дошкольного возраста содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием родителей о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);

беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);

наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;

чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др. 

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед.

На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. 

Что на нём изображено? Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси можно сказать о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний. 

Можно прочитать детям следующие художественные произведения:

с детьми 4-5 лет: С.Сокалаў-Воюш "Блакіт нябёс"; Э. Агняцвет "Зямля з блакітнымі вачамі"; А.Байдак "Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава "Радзіма"; А.Русак "Мой край" і інш.

с детьми 5-7 лет: Д.Бічэль-Загнетава "Белая Русь", "Радзіма", "Наша Радзіма"; А.Вольскі "Радзіма", "Беларусь – мая Радзіма"; В.Вітка "Бусел"; Н.Гілевіч "Я – беларус" і інш.

свернуть

Работа с родителями по приобщению детей к национальной культуре

Работа с родителями по приобщению детей к национальной культуре.

Семья, как никакой другой социальный институт, способна обеспечить ребёнку эмоциональную защищённость, переживание чувства самоценности своего существования, искренней заинтересованности в нём. Родители могут и должны играть важную роль в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Современные родители чаще всего не знают народных праздников и обрядов, не представляют, как отмечать их в семье, и о чем рассказывать ребятам. Поэтому педагогам необходимо разработать рекомендации по приобщению детей к белорусской национальной культуре в помощь семье.   Наиболее эффективными формами работы с родителям являются:

- анкеты, через которые выясняется отношение родителей к народным праздникам и обрядам, иx мысли и предложения относительно организации и проведения белорусских народных праздников и обрядов в дошкольном учреждении;

- нформационные листки (такие листки можно посылать родителям 1 или 2  раза месяц);

- консультации;

- беседы, имеющие немало возможностей установления доверительных деловых контактов;

- групповые собрания;

- брейн – ринг ;

- дни открытых дверей;

- посещение семей.

Совместная подготовка, участие родителей в организации и проведении народных праздников и обрядов, индивидуальные консультации становятся для родителей привычным и интересным занятием.

Накануне праздника проводится встреча с родителями, во время которой необходимо объяснять суть обрядовых действий, советовать, как надо готовиться к празднику, определить участие каждого в нем (приготовление обрядовой еды, выступление, роль и др.)

Взрослые готовят праздник и выполняют в этом ведущую роль. Главная значимость праздников — принести ребятам радость.

Систематическими должны быть совместные мероприятия ребят с родителями, так как совместная деятельность родителей и детей несёт не только образовательный, но и воспитательный потенциал в плане укрепления семьи.

Регулярные совместные прогулки родителей и детей в выходные дни должны стать хорошей традицией. Многие места в городе или посёлке могут стать интересными и полезными. Главный залог успеха – готовность отправиться в путь постижения прекрасного, мира искусства вместе с ребёнком, относясь к нему как к равному, полноценному и интересному партнёру. Важно помнить, что прежде чем вы отправились с ребёнком в музей, нужно научиться видеть красивое в окружающей вас среде, в природе.

Практикуются и такие формы повышения педагогической культуры родителей, в которых, кроме них, принимают участие дети, педагоги и сотрудники дошкольного учреждения - это совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения дошкольного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм повышения педагогической культуры заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некоторые методы, приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, не домашней среде, системе взаимоотношений. Наконец, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.

Однако не потеряли свое педагогическое значение и традиционные формы повышения педагогической культуры родителей: родительские собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, консультации, родительские конференции и др.

В родительских уголках представлен материал с консультациями на тему «Тата и мама, давайце гуляць па-беларуску», где находится сменный материал с рекомендациями, изменения в белорусском правописании, стихи  для разучивания дома, список детской литературы белорусских авторов, игры и задания для развития белорусской речи и мн. др. Родители становятся активными помощниками в подготовке и проведении народных праздников, оформлении окружающей среды.

Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный белорусский фольклор.

свернуть

Создание безопасных условий для воспитанников дома

Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

     Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правел гигиены, а часто из-за недостаточной культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.
    Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
     Отношение родителей к физвоспитанию детей в определенной степени противоречит их ценностным ориентациям, ведь в общей системе дошкольного образования именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в формирование здоровья дошкольников. Подобная позиция родителей способствует интенсификации образовательного процесса в детском саду и форсированию подготовки детей к школе.
Ведь многие ДУ в порядке удовлетворения родительского спроса стремятся оказывать образовательные услуги соответствующего профиля.
    По мнению родителей, основными видами деятельности детей дома с родителями являются:
   - игры,
   - занятия рисованием, лепкой,
   - пешие прогулки вместе с родителями,
   - прослушивание сказок,
   - просмотр телевизора,
   - конструирование.
    Занятие физическими упражнениями с родителями относятся чуть не на последний план.
     Основными причинами, мешающими родителям уделять большее внимание здоровью детей, являются:
    - дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости,
     - отсутствие специальных знаний и умений,
    - многие считают что ребенок и так достаточно здоров.
    Среди мер, предпринимаемых с целью укрепление здоровья детей, многие родители используют соблюдение санитарно-гигиенических требований, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, соблюдение режима дня.
Для многих родителей основным источником информации о способах укрепления здоровья являются их собственный жизненный опыт; консультации медика; советы родителей, друзей, знакомых.
    Однако это вряд ли можно признать позитивным, учитывая регулярность и качество мероприятий, предпринимаемых в семье для укрепления здоровья. И хотя одной из основных причин, мешающих родителям уделять большее внимание укреплению здоровья детей, является отсутствие специальных знаний и умений, немногие родители обращаются к специальной методической литературе и научно-популярной, к специальным передачам по телевидению.
     Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, особую ответственность.
 Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщению его к ЗОЖ, создание традиций семейного физвоспитания. Важное место в решении этих задач занимает детский сад, который выступает в роле пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДУ и семье может быть обеспечена положительная динамика показателей. Характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

свернуть