Консультации руководителя по физвоспитанию

Обувь для физкультурных занятий в детском саду

Правила утренней гимнастики

Здоровье и физическая культура

Здоровье и физическая культура.
 
Двигательная активность – биологическая потребность ребенка.

     Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, красивыми и умными, но не все знают, что эти прекрасные качества во многом зависят от двигательной активности ребенка.
     Движение необходимо для нормального развития ребенка.
 Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации, увеличением роста и развития современных детей. Полное удовлетворение двигательной активности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ДЕФИЦИТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ?

   Гигиенисты и врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни. Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям и избыточному отложению жира, как следствие всего – частые простуды, вялость, раздражительность. Наблюдается отставание моторики (снижение силы, быстроты, выносливости), задержка развития вегетативных функций, происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

КАК ПОВЫСИТЬ ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ?

   Ребенку необходимо создать все условия для восполнения дефицита движений. Ежедневная физическая нагрузка – утренняя зарядка, подвижные игры, спорт – поможет уменьшить отрицательное влияние гипокинезии (малоподвижности).
Действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее и тренирующее влияние физических упражнений осуществляется преимущественно через центральную нервную систему.
    Нет такого органа, функциональные возможности которого не изменялись бы под влиянием систематических упражнений.
   Движение – это хороший воспитатель, благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.
  И первым проявлениям смелости, решительности, своими первыми жизненными победами ребенок тоже обязан движению. Вместе с ростом ребенка закрепляются
недостатки его физического развития, если не следовать известному в медицине «энергетическому правилу двигательной активности». Ученые утверждают, что в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, обеспечивающее рост, и одновременно расширение структурно-энергетических возможностей организма, позволяющих переносить большие по объему и интенсивности нагрузки.

Здоровье и физическая культура.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

    Применение средств физической культуры является не только лечебным, оздоровительным процессом, но и педагогическим. Биологическая роль физических упражнений огромна в жизни человека. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» (И.М.Сеченов).
     Занятия физическими упражнениями следует начинать с раннего возраста, так как оптимальное развитие организма ребенка зависит от правильного физического воспитания. Физические упражнения усиливают обмен веществ, что необходим для роста ребенка, способствуют правильному развитию центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а так же сердечно-сосудистой системы, дыхательной и вегетативной систем.
   Для полноценного физического развития ребенка важны все средства физической культуры: гимнастические упражнения, спортивные и прикладные виды упражнений, игры, массаж, естественные факторы природы.
    Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – это здоровье. «Здоровье – всему голова» - гласит пословица, «Здоровье – самое большое богатство» - вторит ей болгарская мудрость. Отсутствие здоровья – это стесненная в своей свободе жизнь. Здоровье – есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом.
Хорошее здоровье зависит от всестороннего воздействия на организм: правильного питания, соблюдения режима двигательной активности и психического самовоспитания.
«Дорогу осилит идущий» - гласит народная мудрость. Собираясь в страну Здоровья, мы должны убедить детей, что лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным, лучше идти по жизни с улыбкой, чем с гримасой боли. Это путешествие в страну Здоровья должно быть бесконечно, всю жизнь. Навыки здоровой жизни должны стать для детей необходимыми как солнце, вода, воздух и пища.
   Между умственной работой и физической активностью должно быть равновесие. Понятие здоровья и движения неразделимы. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» - наставлял древнегреческий философ Аристотель. Золотым вкладом в детскую сберкнижку здоровья, мы, педагоги и родители должны положить в первую очередь бег: «хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!» - такие слова были выбиты на скале Древней Эллады. Бег – прекрасное средство для укрепления психики, противоядие тревоги, депрессивного состояния, бег устраняет чувство взволнованности, излечивает от бессонницы. Бегающие дети всегда бодры, активны, уверены в себе. Бег помогает формировать твердость и цельность характера, помогает чувствовать себя победителем.
   Физические упражнения вызывают глубокое и частое дыхание, что является прекрасной  дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. Такой массаж предупреждает застой желчи, уменьшает жировые отложения.
     В программу оздоровления ребенка необходимо включать обязательно избавление от лишнего веса. Геронтологи утверждают, что организм тучного человека скорее изнашивается. Мало того: старость наступает раньше даже у того, кто родился с большим весом (4 килограмма и выше). При этом раньше стареет и мать родившая такого ребенка.
    В Древней Спарте воины систематически приучались к крайне скудной еде. Весь их дневной паек умещался в сложенных ладонях рук. Ели спартанские воины только один раз в день, а вместе с тем, были сильными, выносливыми, неутомимыми в битвах и походах.
    Для полноценного физического развития необходимо с ребенком выполнять дыхательные упражнения, они успокаивают, отвлекают от тревог, улучшают настроение, улучшают работу сердца, сосудов, легких. Геронтологи отмечают, что все долгожители обладают редким дыханием.
    Ребенок никогда не найдет путь в страну Здоровья, если мы не научим его закалять свой организм. «Сильный, но не закаленный человек, подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит еще одна народная мудрость.
    Занятия физическим упражнениями связаны с активным восприятием окружающей среды, обстановки, ориентировки в ней, с развитием ощущений, восприятия, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями.
  Все это оказывает влияние на совершенствование способности ребенка, его всесторонние развитие и является основой формирования личности.

свернуть

Растим здорового ребенка.

Растим здорового ребенка.

    СЕМЬЯ — первый скульптор, который формирует мягкую, как воск, неоформленную душу и ум, волю и характер ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Несомненно, что свои первые жизненные установки он получает именно в семье.
   Полноценное здоровье и гармоничное физическое развитие ребенка — то, к чему стремятся все родители. Для реализации этой мечты нужны не только рациональное питание, положительный психоэмоциональный фон, но и формирование хороших привычек, грамотно организованный процесс физического воспитания. Чтобы добиться позитивных результатов, необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
    В первую очередь родители должны стать эмоциональной опорой для ребенка. Очень важна помощь семьи в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду: дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям, максимально подробно и точно отвечать на все вопросы педагогов, продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги малыш возьмет с собой в группу детского сада.
    Родители должны обеспечить дошкольное учреждение полной информацией о здоровье ребенка. Режим сна и питания, диета, принятые в детском саду, нужно соблюдать и дома.
   Воспитателям намного легче работать, если в домашних условиях продолжается формирование привычек, вырабатываемых в детском саду:
   • умываться;
  • принимать по утрам и вечерам душ ими мыться до пояса;
  • мыть ноги летом и перед дневным сном;
  • следить за состоянием рук, мыть их после прогулки;
  • пользоваться унитазом и туалетной бумагой;
  • чистить зубы и полоскать рот после еды;
 • правильно применять предметы индивидуального пользования — расческу, полотенце, носовой платок.
    Взрослые должны хвалить ребенка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур.
   Необходимо обеспечить правильное освещение тех мест в квартире, где ребенок рисует, просматривает книги. Он должен правильно сидеть у телевизора не более 15—20 мин. на расстоянии 2—2,5 м. от экрана прямо перед ним.
Если ребенок возбужден, уменьшите интенсивность освещения. Для формирования правильной осанки родители должны приучать дошкольника контролировать позу за столом.
    Важно правильно подобрать обувь для ребенка, соответствующую размеру стопы, имеющую небольшой широкий каблук, устойчивую и удобную.
   В условиях семьи дошкольников также нужно знакомить с правилами этикета, поддерживать соблюдение правила поведения за столом, уметь сервировать стол, пользоваться ножом и вилкой, салфетками.
    В выходные и воскресные дни желательно соблюдать режим дня. Родители должны знать, что ребенку во время прогулок необходимо много и свободно двигаться, так как именно в двигательной активности он находит место своей неуемной энергии и фантазии, она стимулирует эмоции, речевую и мыслительную деятельность, саморегуляцию.
    Очень хорошо ввести семейную традицию занятий спортом, приобщать ребенка к ходьбе на лыжах, катанию на коньках, на велосипеде, спортивным играм, плаванию. Играя с ребенком, взрослые должны воспитывать умение подчиняться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение, формировать психологическую устойчивость к неуспеху.
    Нет ничего лучше, если в семье сохраняется радостная, эмоционально-положительная атмосфера, существуют и поддерживаются традиции семейных праздников, досугов, а
родители содействуют духовному обогащению дошкольника: совместно посещают театры, концерты, цирк.

                               Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
    Вы всегда должны помнить, что являетесь для ребенка примером для подражания. Поэтому не ленитесь отзываться на проявляемую детьми инициативу в общении. Стремитесь быть человеком, который может чему-то научить, быть интересным собеседником, партнером по игре и совместной деятельности, компетентным и терпимым.
    Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить с детства бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой.

свернуть