Методическое сопровождение

Методическое сопровождение образовательного процесса и руководство организацией учебно- воспитательной и методической работой в учреждении дошкольного образования осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности Ващёнок Елена Валентиновна.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с воспитанниками по формированию основ гражданско-патриотической культуры

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Наполнение центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно осуществляться с учетом возрастных психоло­гических особенностей воспитанников согласно содержанию учебной программы для реализации соответствующих задач.

В первой и второй младших группах в соот­ветствии с основной целью патриотического вос­питания — знакомство с ближайшим окружени­ем, формирование элементарных представлений о родном крае — центр патриотического воспита­ния должен содержать материал по социально­нравственному воспитанию и формированию основ гражданско-патриотической культуры сле­дующей тематики;

«Взрослые люди» (профессии, действия, внеш­ний вид) — иллюстрации, дидактические игры;

«Семья» — иллюстрации, изображающие се­мью, членов семьи в отдельности, показываю­щие заботливые взаимоотношения членов семьи, совместные действия; фотоальбом «Моя семья»;

«Дом, в котором ты живешь» — фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, ма­териалу, назначению;

«Ребенок и сверстники» — иллюстрации, изо­бражающие мальчиков и девочек в разных ситуа­циях: дети трудятся, помогают друг другу (взрос­лым), занимаются, играют и т.д.;

«Эмоциональные состояния» — иллюстрации, показывающие различные эмоциональные со­стояния взрослых и детей;

«Поведение детей» — иллюстрации, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, этикете;

материал для знакомства детей с малой ро­диной (детским садом, близлежащими улицами, родным городом (деревней)) — фотоматериалы, иллюстрации, открытки, альбомы;

материал по приобщению детей к истокам бе­лорусской народной культуры — предметы ста­рины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в на­циональных костюмах;

иллюстрации с животными белорусских лесов, с характерными признаками времен года;

фольклорные произведения (песни, потешки, сказки и т.д.) — книги, аудиозаписи.

В средней группе осуществляется работа по формированию и расширению представле­ний о семье, детском саде, населенном пункте, в котором проживает воспитанник, и его досто­примечательностях, о знаменитых земляках; по приобщению к истокам белорусской культуры. Следовательно, содержание центра по формиро­ванию основ гражданско-патриотической культуры должно быть расширено материалами:

по социально-нравственному воспитанию (се­мейные праздники и традиции) — фотоматериа­лы, альбомы и др.;

по знакомству детей с малой родиной: детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательно­стями, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения, отражающими исто­рию возникновения населенного пункта, его назва­ния, животный и растительный мир и др. — фото­материалы, иллюстрации, альбомы, открытки;

по приобщению детей к истокам белорусской на­родной культуры — предметы старины, белорус­ские игрушки, предметы народного декоративно ­прикладного искусства, куклы в национальных ко­стюмах, дидактические игры по теме;

по знакомству с государственными символами (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь) — книги, иллюстрации, аудиозаписи;

по формированию представлений о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (погра­ничники, моряки, летчики); воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших вои­нов — фотоматериалы, иллюстрации и др.;

художественной литературой нравственной тематики, фольклорными произведениями в со­ответствии с возрастом воспитанников (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.) — книги, аудиозаписи.

В старшей группе в центре по формированию основ гражданско-патриотической культуры це­лесообразно представить материалы в соответ­ствии с такими направлениями работы по патрио­тическому воспитанию, как краеведение, развитие представлений о родной стране, государственных символах, историческом прошлом Беларуси: «Моя семья» — семейные фотоальбомы, само­дельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Как мы вместе отдыхаем» и др.;

«Родной город (деревня)» — иллюстрации, фо­томатериалы на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знамени­тые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопри­мечательности города»; карта города, символы города (герб);

«Мой край» — материалы, знакомящие детей со славой и достижениями области (города обла­сти, чем они знамениты, промышленность и сель­ское хозяйство области), карта Беларуси;

«Защитники Отечества» — иллюстрации на темы: «Великая Отечественная война», «Белорус­ская армия»; фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидакти­ческие игры по теме, макеты (военная техника и т.п.);

«Люди, прославившие Беларусь» — портреты, произведения художественной литературы, рас­сказывающие о великих соотечественниках;

«Приобщение к истокам белорусской народ­ной культуры» — иллюстрации на темы: «Как жили люди в Беларуси», «Предметы старины», «Из истории белорусского народного костюма»,

«Народные праздники и обряды», «Народный ка­лендарь»; предметы старины, белорусские игруш­ки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, ди­дактические игры по теме;

«Наша планета Земля» — глобус, детская карта мира, иллюстрации, произведения художествен­ной литературы, рассказывающие о жизни лю­дей в других странах мира, их обычаях, традици­ях, профессиях, характерных для той или иной страны;

фольклорные произведения (сказки, былины, предания) — книги, аудиозаписи.

Во всех возрастных группах в центрах по фор­мированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно на постоянной основе представлять результаты творческой работы вос­питанников, такие как рисунки, поделки и др. (ин­дивидуальные и коллективные) в соответствии с текущим тематическим планированием по дан­ному направлению (например, открытки к Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Респу­блики Беларусь, коллективный коллаж «Памятные места Беларуси» и т.д.).

Научно-методическое обеспечение

Учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соот­ветствующего вида учебного издания Министер­ством образования Республики Беларусь.

Горелова, Л. А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: стадыёны i спортпляцоукі Мінска (ад 5 да 7 гадоу): учеб, нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. и белорус, языками обучения / Л. А. Горелова. — Минск : Нар. асвета, 2016. — 22 с. рус. + 22 с. бел. : 26 л. ил. — (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі”).

Гракова, К. Г. Твоя столица: заводы и фабри­ки Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: заводы i фабрыкі Мінска (ад 5 да 7 гадоу): учеб, нагляд. по­собие для педагогов учреждений дошк. образова­ния с рус. и белорус, языками обучения / К. Г. Гра­кова. — Минск : Нар. асвета, 2016. — 16 с. рус. + 16 с. бел. : 26 л. ил. — (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі>).

Давидович, А. Л. Мир, в котором я живу : учеб.- метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / А. Л. Давидович, Е. И. Смолер. — Минск : Нац. ин-т образования, 2020. — 208 с. — (УМК «Мои первые уроки»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву : вучэб.- метад. дапам. для педагогау устаноу дашк. адукацьй з беларус. мовай навучання / А. Л. Давщовіч, А. I. Смолер. — MiHCK : Нац. ш-т адукацыі, 2020. — 208 с. — (ВМК «Мае першыя урокі»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву / Мир, в котором я живу : вучэб. нагляд. дапам. для устаноу дашк. адукацьй з беларус. i рус. мовамі навучання / А. Л. Давщов1ч, А. I. Смолер. — MiHCK : Нац. iH-т адукацыі', 2020. — 88 арк. in. — (ВМК «Мае першыя урокі»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь : вучэб. дапам. для выхаванцау старшых груп (ад 5 да 7 гадоу) устаноу дашк. адукацыі з беларус. i рус. мовамі навучання / А. Л. Давщов1ч, А. I. Смо­лер. — MiHCK : Нац. iH-т адукацыі, 2020-2022. — 80 с. : in. — (ВМК «Мае першыя урокі»).

Давидович, Е. Б. Твоя столица: архитек­тура Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: архітэктура Мінска (ад 5 да 7 гадоу) : учеб, на­гляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. и белорус, языками обучения / Е. Б. Давидович. — Минск : Нар. асвета, 2016. — 16 с. рус. + 16 с. бел. : 29 л. ил. — (Серия «Стра­ницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі>).

Дубініна, Д. М. Родная мова : вучэб.-метад. дапам. для педагогау устаноу дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. — Мінск : Нац. iH-т адукацьй, 2020. — 128 с. — (ВМК «Мае першыя урокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова : вучэб. нагляд. дапам. для устаноу дашк. Адукацыі з бела­рус. мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Стар­жынская. — MiHCK : Нац. ш-т адукацыі, 2020. — 76 арк. in. — (ВМК «Мае першыя урокі»),

Дубініна, Д. М. Родная мова. Рабочы сшытак : вучэб. дапам. для выхаванцау старшых груп (ад 5 да 7 гадоу) устаноу дашк. адукацыі з беларус. мо­вай навучання /Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. — MiHCK : Нац. iH-т адукацыі, 2020-2022. — 80 с. — (ВМК «Мае першыя урокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам : вучэб.-метад. дапам. для педагогау  устаноу дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. — Мшск : Нац. iH-т адукацыі, 2020. — 136 с. — (ВМК «Мае першыя урокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам : вучэб. нагляд. дапам. для устаноу дашк. адукацыі з рус. мовай навучання /Д. М. Дубініна, Н. С. Стар­жынская. — MiHCK : Нац. iH-т адукацыі, 2020. — 76 арк. ш. — (ВМК «Мае першыя урокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак : вучэб. дапам. для выхаванцау старшых груп (ад 5 да 7 гадоу) устаноу дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. — Мшск : Нац. iH-т адукацьм, 2020-2022. 80 с. — (ВМК «Мае першыя ypoкi»),.-               

Дубініна, Д. М. Мая родная старонка: краязнауства i этнаграфія Белapyci для дзяцей ад 5 да 7 гадоу : дапам. для педагагічных работнікау устаноу дашк. адукацыі з бела- рус. i рус. мовамі навучання / Д. М. Дубініна. — Мінск : Нар. асвета, 2022. — 134 с.

Дубініна, Д. М. Мая родная старонка: краязнауства i этнаграфія Белapyci для дзяцей ад 5 да 7 гадоу : вучэб. нагляд. дапам. для устаноу дашк. адукацыі з беларус. i рус. мовамі навучання / Д. М. Дубініна. — MiHCK : Нар. асвета, 2022. — 23 с. + 40 арк. in.

Дубініна, Д. М. У свеце казак (ад 3 да 5 гадоу) : вучэб. нагляд. дапам. для устаноу дашкольнай адукацыі з беларус. i рус. мовамі навучання / Д. М. Дубініна. — Мінск : Адукацыя i выхаванне, 2021. — 24 с. : 40 арк. in. — (Серыя «Свет дзяцінства»).

Евдокимова, Н. Н. Твоя столица: театры Мин­ска: (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: тэатры Мінска (ад 5 да 7 гадоу): учеб, нагляд. пособие для педа­гогов учреждений дошк. образования с рус. и бе­лорус. языками обучения / Н. Н. Евдокимова. — Минск : Нар. асвета, 2016. — 16 с. рус. + 16 с. бел.: 28 л. ил. — (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі>).

Калошкина, Е. Е. Детское ручное ткачество (с электронным приложением) : пособие для пе­дагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е. Е. Калошкина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2021. — 160 с.: ил.

Калошкша, А. Я. Дзіцячае ручное ткацтва (з электронным дадаткам): дапам. для педагогау устаноу дашк. адукацыі з беларус. мовай навучан­ня / А. Я. Калошкша. — Мінск : Нац. iH-т адукацыі, 2021, —160 с.: in.

Косенюк, Р. Р. Социальное и речевое развитие детей от 2 до 3 лет : учеб.-метод, пособие для педагогических работников учреждений дошк. об­разования с рус. яз. обучения / Р. Р Косенюк. — Минск : Нац. ин-т образования, 2022. — 168 с. — (Серия «Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Развитие речи детей от 2 до 3 лет : учеб, нагляд. пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Р. Р. Косенюк. — Минск : Нац. ин-т образования, 2022. — (Серия «Тропинки познания»),

Косенюк, Р. Р. Ознакомление с социальным миром (от 2 до 3 лет): учеб, нагляд. пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обуче­ния / Р. Р. Косенюк. — Минск : Нац. ин-т обра­зования, 2022. — 40 л. ил. — (Серия «Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Я открываю мир: от 2 до 3 лет (ознакомление с социальным миром) : учеб, на­гляд. пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Р. Р. Косенюк. — Минск : Нац. ин-т образования, 2017. — 80 с.: 40 л. ил.

Петрикевич, А. А. Твоя столица: парки и скверы Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталща: парю i скве­ры Мжска (ад 5 да 7 гадоу): учеб, нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. и белорус, языком обучения / А. А. Петрике­вич. — Минск : Нар. асвета, 2016. — 16 с. рус. + 16 с. бел. : 27 л. ил. — (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Староню роднай зямлв>).

Явор, Л. Н. Декоративно-прикладное ис­кусство: для воспитанников 4-5 лет : посо­бие для педагогических работников учреж­дений дошк. образования : с электрон, прил. / Л. Н. Явор. — Минск : Экоперспектива, 2022. — 80 с.

свернуть

Образовательные интернет - ресурсы Республики Беларусь

Образовательные интернет-ресурсы

Республики Беларусь

http://edu.gov.by - Министерство образования  Республики Беларусь.

http://www.giac.unibel.by - учреждение "Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь".

http://rikc.by - учреждение образования "Республиканский институт контроля знаний".

http://adu.by -Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования"  Министерства образования Республики Беларусь (Национальный образовательный  портал).

http://bspu.by -учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка"

http://child.edu.by - учреждение "Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь".

http://nchtdm.by - учреждение образования "Национальный центр усыновления Министерства образования  Республики Беларусь".

http://eco.unibel.by - учреждение образования "Республиканский центр  экологии и краеведения".

http://mir.pravo.by - Детский правовой сайт.

http://www.nlb.by -Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси.

http://mp.minsk.edu.by -Минский городской методический портал.

http://mgiro.minsk.edu.by -  государственное учреждение образования "Минский городской   институт развития образования".

http://iso.minsk.edu.by - центр  информационных ресурсов системы  регионального образования государственного учреждения образования "Минский  городской  институт развития образования".

http://praleska-red.by/ - учреждение "Редакция журнала "Пралеска".

http://www.p-shkola.by/ -республиканское унитарное предприятие "Издательство "Пачатковая школа".

http://nastgaz.by -учреждение "Редакция газеты "Настаўніцкая газета".

http://www.moiro.by - государственное учреждение образования "Минский областной институт развития образования".

свернуть

Помощь воспитателю для работы с родителями

Помощь воспитателю для работы с родителями

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости.

КАК СОБЛЮДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ В БЕСЕДЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;

отметьте сначала положительные факты его жизни;

замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;

надо вселять в родителей веру в своего ребенка;

щадите самолюбие родителей;

не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

ЧТО ЗНАЧИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО?

Установите обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;

Найдите возможность встретиться с родителем в спокойной обстановке;

Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения;

Вначале выслушайте точку зрения родителей: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения;

Если есть проблема, сформулируйте её суть, прежде чем обратиться к родителям;

Поставьте перед собой и родителями вопрос: что можно сделать в данной ситуации?

Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный вариант для обеих сторон;

Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;

Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ

Контакт зависит от того, что мы говорим, как мы себя держим. Каждое движение – слово в языке жестов. Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:

тембр голоса и интонация,

пространство, разделяющее говорящих,

частота дыхания,

жесты,

осанка,

одежда,

выражение лица,

контакт глазами.

При общении очень важно, чтобы Ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.

Жесты. Известные жесты: «замки» (скрещенные на груди руки, пальцы рук, ноги), поза «льва» - знаки воспринимаемые подсознанием любого человека однозначно: для общения Вы закрыты.

Если вы проявляете нетерпение, говорите на повышенных тонах, раздражаетесь, то о Вас может сложиться впечатление, что Вы:

Не уважаете других,

Боитесь,

Недоброжелательны,

Плохо воспитаны и др.

Взгляд. Хотите установить контакт – начните со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: может, со мной что-то не так, слишком навязчивый собеседник и т.п.

Голос. При разговоре используйте мягкий доверительно – деловой тон, средний темп, говорите внятно, четко излагайте свою позицию, просьбы.

Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность и умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, занять удобное положение.

свернуть

Организация и методика проведения прогулки в учреждении дошкольного образования

Организация и методика проведения прогулки

в учреждении дошкольного образования.

Значение  прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа.

- Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

- В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15° С, для детей 5-7 лет при температуре до -18°С.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведенияпрогулок.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

- воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

Требования к одежде детей:

- в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. 

Структура прогулки: (традиционная)

1.​ Наблюдение.

2.​ Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.​ Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.​ Труд детей на участке.

5.​ Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

​ Живая природа: растения и животные;

​ Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

  • ​ Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  • ​ Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

  1. устанавливаются факты;
  2. формируются связи между частями объекта;
  3. идет накопление представлений у детей;
  4. проводятся сопоставления;
  5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Прогулку можно провести совместно с детьми другой группы, поиграв в различные игры, прогулки на различные темы «В гости к муравью», «Березовая прогулка» (знакомство с березой, игры) и другие.

Особенности организации двигательной активности в зимний период:

- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

​ опираться на уже имеющиеся у детей знания;

задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

  • ​ Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
  • ​ Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • ​ Индивидуальные трудовые поручения;
  • ​ Работа в группах;
  • ​ Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах дошкольного учреждения.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

 Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Перед выходом на прогулку работники учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

  • ​ Оставлять детей одних, без присмотра работников учреждения;
  • ​ Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Инструкция проведения прогулок в детском саду.

1.​ Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2.​ Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3.​ Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4.​ Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

5.​ Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

6.​ При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.

7.​ Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью – листьев и т.д

 

свернуть

Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования

Современные требования к составлению конспектов занятий

с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования

Основные требования к составлению конспекта занятия

         Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.

        Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. 

        Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

         По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.

      В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

обучающий (усвоение новых представлений);

 цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);  цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;

 комбинированный (смешанный);

цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

         При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.

Наименование    Образовательная область «Ребёнок и природа»

Возрастная направленность старший дошкольный возраст

Тема «Осень»

Программные задачи: образовательные (какие представления будем формировать);  развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)

 Материал и оборудование: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.

Предварительная работа: экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.  

Методы  и приёмы:

Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Развивающие образовательные технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» 

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы,

например: I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др. 

Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:

  1. Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.
  2. Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
  3. Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
  4. Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии.
  5. Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
  6. Крайне редко используются: приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий; электронные образовательные ресурсы.
  7. После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия. 

Список использованных источников.

свернуть

Консультация для воспитателей

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Научим ребёнка любить малую Родину –

значит, сумеем воспитать гражданина,

которому можно доверить страну.

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание детей - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие ко взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и учреждении дошкольного образования, в школе, в трудовом коллективе. 

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе Беларуси, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:

Основные принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию:

  1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний).
  2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  5. Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы).
  6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.
  7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания).

Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

Работа с детьми.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.

Большая роль по патриотическому воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Предлагаются различные виды образовательной деятельности, которые условно можно разделить следующим образом:

образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);

образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание). 

Формы работы с детьми:

тематические занятия;

игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры);

проведение праздников (развлечений);

смотр - конкурсы, выставки детского творчества;

организация экскурсий;

беседы о родном городе и Родине;

трудовая деятельность. 

Методы и приемы работы:

наблюдения;

разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

использование иллюстраций, мультимедийных презентаций, детских произведений;

ознакомление с произведениями народного творчества;

обогащение и стимулирование детского творчества;

привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

В работе по патриотическому воспитанию нужно использовать элементы различных технологий:

игровые,

информационные,

коммуникативные,

проблемные,

развивающего обучения,

проектные,

ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;

наблюдение за отношением взрослых в учреждении;

хороводные игры, игры-имитации;

чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;

рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;

рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

этические беседы о городе, родной стране, мире;

экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;

рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;

знакомство с элементами национальной культуры;

обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:

знакомство с символикой Республики Беларусь;

игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;

рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;

стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;

придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;

совместная деятельность с детьми с картами и схемами;

рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом белорусского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Развивающая предметно-пространственная среда.

Создание развивающей предметно-пространственной среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».

Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. При моделировании предметной пространственной среды важно обеспечить интеграцию игрового оборудования этнографического содержания в разные игровые центры группы. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.

Составляющие развивающей среды:

элементы народного декоративно-прикладного искусства в различных игровых уголках;

макеты;

схемы, модели;

развивающие и дидактические игры;

фотоальбомы;

наглядно-дидактический материал;

художественная литература;

мини-музеи. 

Вышеперечисленный материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, и может быть рассредоточен по разным уголкам.

Например, настольно-печатные игры о природе Беларуси могут находиться в уголке природы или центре познавательной практической деятельности. Портреты известных людей Беларуси (писатели, космонавты, герои ВОВ и др.) займут почётное место в книжном уголке. Альбомы по декоративно-прикладному искусству, произведения живописи лучше разместить в уголке изобразительного творчества. А сами изделия декоративно-прикладного искусства будут рассредоточены в разных местах группы как элементы дизайна национальной направленности.

Если говорить о предметно-игровой среде как развивающей, то в первую очередь необходимо обеспечить постоянную смену материала в группе в соответствии с темами недели, сезонами, яркими событиями в Республике Беларусь, народными и государственными праздниками.

В средних и старших группах должны иметь место «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

Уголок государственной символики представлен государственными символами – герб, флаг. Государственная символика должна быть представлена в едином оформлении: в одной или двух одинаковых рамках; герб и флаг – в рамочной окантовке, либо флаг – в настольном варианте. Кроме государственных символов, в уголке государственной символики может размещаться геральдика родного города (флаг, герб). Однако государственная символика по отношению к геральдическому флагу и гербу должна находиться на переднем плане и более почётном месте. Хорошим дополнением уголка государственной символики будет карта Республики Беларусь (в старшей группе) и элементы декора уголка (букет из колосьев пшеницы и васильков, коробочек льна, рушник с национальным узором и др.).

Впервые уголок создаётся в средней группе с участием детей при прохождении темы «Государственные символы Республики Беларусь». Сам уголок размещается на самом почётном месте в группе.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно соответствовать определенным требованиям:

целесообразности размещения “экспонатов”,

научности и достоверности представленного материала;

возрастной адресности;

качеству и эстетической направленности;

воспитательной и развивающей направленности.

Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов».

Младший возраст (4-й год жизни):

генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);

альбомы: “Моя семья”, “Мой город Каменец”, “Наш детский сад”;

художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;

книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;

кукла в белорусском костюме.

Средний возраст (5-й год жизни):

генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);

альбомы: “Моя семья”, “Мой город Витебск”, “Наш детский сад”, «Моя Беларусь»;

иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, белорусских авторов:

белорусские игрушки;

настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;

образцы белорусской посуды, одежды;

куклы в белорусских костюмах.

 Старший возраст (6-7-й годы жизни):

альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша область”, “Беларусь” (города, костюмы, национальная кухня);

предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);

предметы одежды и быта, геральдика Беларуси;

книги белорусских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты белорусских писателей, Красная книга Республики Беларусь;

флаг, герб Беларуси;

макет «Мой город», план “Детский сад”;

презентации о городе Каменец, о природе Беларуси, о достопримечательностях республики Беларусь;

куклы в национальных;

макет белорусской избы;

карты Беларуси, города Каменец;

портреты знаменитых людей Беларуси;

дидактические игры: «Беларуская лялька», «Беларускія казкі».

Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если педагоги сами не будут восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

свернуть

Консультация для родителей

КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПАТРИОТА

Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.

Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.

Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.

На самом деле патриот - это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации:

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражда­нином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и ре­гулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заве­дения в подростковом возрасте и в юности.

Нам взрослым, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каж­дым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жиз­нью будет выражать ваш ребенок.

5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она нака­зуема!»

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

6. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

7. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется про­тив вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

 

Заместитель заведующего

по основной деятельности

                                                                                                                Е.В. Ващёнок

свернуть