Здоровье и физическая культура.
Двигательная активность – биологическая потребность ребенка.
Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, красивыми и умными, но не все знают, что эти прекрасные качества во многом зависят от двигательной активности ребенка.
Движение необходимо для нормального развития ребенка.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации, увеличением роста и развития современных детей. Полное удовлетворение двигательной активности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ДЕФИЦИТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ?
Гигиенисты и врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни. Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям и избыточному отложению жира, как следствие всего – частые простуды, вялость, раздражительность. Наблюдается отставание моторики (снижение силы, быстроты, выносливости), задержка развития вегетативных функций, происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
КАК ПОВЫСИТЬ ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ?
Ребенку необходимо создать все условия для восполнения дефицита движений. Ежедневная физическая нагрузка – утренняя зарядка, подвижные игры, спорт – поможет уменьшить отрицательное влияние гипокинезии (малоподвижности).
Действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее и тренирующее влияние физических упражнений осуществляется преимущественно через центральную нервную систему.
Нет такого органа, функциональные возможности которого не изменялись бы под влиянием систематических упражнений.
Движение – это хороший воспитатель, благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.
И первым проявлениям смелости, решительности, своими первыми жизненными победами ребенок тоже обязан движению. Вместе с ростом ребенка закрепляются
недостатки его физического развития, если не следовать известному в медицине «энергетическому правилу двигательной активности». Ученые утверждают, что в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, обеспечивающее рост, и одновременно расширение структурно-энергетических возможностей организма, позволяющих переносить большие по объему и интенсивности нагрузки.
Здоровье и физическая культура.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.
Применение средств физической культуры является не только лечебным, оздоровительным процессом, но и педагогическим. Биологическая роль физических упражнений огромна в жизни человека. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» (И.М.Сеченов).
Занятия физическими упражнениями следует начинать с раннего возраста, так как оптимальное развитие организма ребенка зависит от правильного физического воспитания. Физические упражнения усиливают обмен веществ, что необходим для роста ребенка, способствуют правильному развитию центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а так же сердечно-сосудистой системы, дыхательной и вегетативной систем.
Для полноценного физического развития ребенка важны все средства физической культуры: гимнастические упражнения, спортивные и прикладные виды упражнений, игры, массаж, естественные факторы природы.
Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – это здоровье. «Здоровье – всему голова» - гласит пословица, «Здоровье – самое большое богатство» - вторит ей болгарская мудрость. Отсутствие здоровья – это стесненная в своей свободе жизнь. Здоровье – есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом.
Хорошее здоровье зависит от всестороннего воздействия на организм: правильного питания, соблюдения режима двигательной активности и психического самовоспитания.
«Дорогу осилит идущий» - гласит народная мудрость. Собираясь в страну Здоровья, мы должны убедить детей, что лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным, лучше идти по жизни с улыбкой, чем с гримасой боли. Это путешествие в страну Здоровья должно быть бесконечно, всю жизнь. Навыки здоровой жизни должны стать для детей необходимыми как солнце, вода, воздух и пища.
Между умственной работой и физической активностью должно быть равновесие. Понятие здоровья и движения неразделимы. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» - наставлял древнегреческий философ Аристотель. Золотым вкладом в детскую сберкнижку здоровья, мы, педагоги и родители должны положить в первую очередь бег: «хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!» - такие слова были выбиты на скале Древней Эллады. Бег – прекрасное средство для укрепления психики, противоядие тревоги, депрессивного состояния, бег устраняет чувство взволнованности, излечивает от бессонницы. Бегающие дети всегда бодры, активны, уверены в себе. Бег помогает формировать твердость и цельность характера, помогает чувствовать себя победителем.
Физические упражнения вызывают глубокое и частое дыхание, что является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. Такой массаж предупреждает застой желчи, уменьшает жировые отложения.
В программу оздоровления ребенка необходимо включать обязательно избавление от лишнего веса. Геронтологи утверждают, что организм тучного человека скорее изнашивается. Мало того: старость наступает раньше даже у того, кто родился с большим весом (4 килограмма и выше). При этом раньше стареет и мать родившая такого ребенка.
В Древней Спарте воины систематически приучались к крайне скудной еде. Весь их дневной паек умещался в сложенных ладонях рук. Ели спартанские воины только один раз в день, а вместе с тем, были сильными, выносливыми, неутомимыми в битвах и походах.
Для полноценного физического развития необходимо с ребенком выполнять дыхательные упражнения, они успокаивают, отвлекают от тревог, улучшают настроение, улучшают работу сердца, сосудов, легких. Геронтологи отмечают, что все долгожители обладают редким дыханием.
Ребенок никогда не найдет путь в страну Здоровья, если мы не научим его закалять свой организм. «Сильный, но не закаленный человек, подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит еще одна народная мудрость.
Занятия физическим упражнениями связаны с активным восприятием окружающей среды, обстановки, ориентировки в ней, с развитием ощущений, восприятия, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями.
Все это оказывает влияние на совершенствование способности ребенка, его всесторонние развитие и является основой формирования личности.